Рекомендации педагогам
по психолого-педагогической поддержке учащихся 1 классов
- Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.:
- обеспечить своевременную смену видов деятельности;
- не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
- отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
- Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
- Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
- Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
- Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
- Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.
- Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) - залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
- Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.
- Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
- Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
- Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
- Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
- Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
Помните, первоклассник - маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.
Рекомендации педагогам по психолого-педагогической поддержке
обучающихся 5-х классов
1. Работу в 5-х классах проводить с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, предъявляя к ним адекватные требования на уроках:
- четкая постановка целей к конкретному уроку и связь его содержания с этой целью;
- визуальное подкрепление по теме;
- употребление учителями лексики, соответствующей возрасту учащихся;
- сохранение темпа и эмоциональной окрашенности речи учителя на уроке, доступных для учащихся;
- использование учителем и учащимися выражений и высказываний, развивающих логическое мышление и навыки говорения;
- развитие умений учащихся делать выводы по изучаемому материалу;
- подготовка к выполнению домашнего задания и соответствия его объема санитарно-гигиеническим нормам;
- обсуждение с учащимися результатов урока (при выставлении и объяснении оценок).
2. Учитель стимулирует активность учащихся на уроке через интеграцию с другими предметами, использование жизненного опыта и знаний самих учащихся.
3. Для создания ситуаций успеха и положительной мотивации к учебе использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к учащимся, сохраняя и удерживая работоспособность всего класса.
4. В целях профилактики утомляемости, повышения и сохранения работоспособности учащихся до конца использовать на 18-20 минутах динамические паузы и психотехнические упражнения на снятие напряженности, утомления и повышения работоспособности.
5. Классным руководителям 5-х класса больше внимания уделять внеклассному общению, имеющему познавательную направленность, используя при этом различные формы работы:
- беседы, основанные на анализе уровня воспитанности учащихся, их деятельности, ценностно-ориентированном единстве классного коллектива и т.п.
- викторина, конкурсы, различные интеллектуальные игры и т.д.;
- выходы в театр, музей, на выставки, экскурсии и т.д.