Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 133 человека

АДАПТАЦИЯ

Дата: 4 декабря 2016 в 18:42
РЕКОМЕНДАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например,  есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  6. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ( «Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  9. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ   ПОДГОТОВИТЬСЯ 

 К   ПЕРЕХОДУ   В   5   КЛАСС 

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает этот событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиций «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а с по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение...

Такие «мелочи» нередко затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научился учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладевает умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.)

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно). Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

* В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

* Составить расписание с указанием требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», иностранный язык приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.

* Родители на первых порах должны помогать школьникам в подготовке домашних заданий, даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно.

* Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а не­успеваемость — как наказание. Если у ре­бенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать не­большие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ре­бенка не все хорошо в школе, и, если не­обходимо, настаивайте на более вниматель­ном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возмож­но, не устанавливать наказаний и поощре­ний: например, ты на полчаса больше мо­жешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привес­ти к эмоциональным проблемам.

* Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят  изменения.

Такие события, как первые несколько ме­сяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной шко­лы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в до­машней атмосфере в течение этих собы­тий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

*Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школь­ной жизни вашего ребенка или о его про­блемах, связанных со школой, или о взаи­мосвязи его школьных и домашних про­блем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учи­телем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем вы­разите свое стремление сделать все воз­можное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учите­лем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно раз­решить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в не­ловкое положение выбора между предан­ностью вам и уважением к своему учителю.

*Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хо­роших условиях. Посещайте все меропри­ятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллек­тивом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информа­цию о квалификации учителя, дисципли­нарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обуче­ния, предоставляемых школой вашему ре­бенку.

*Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и вниматель­но беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, что­бы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте ва­шего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Что можно сделать летом для подготовки ребенка к 5 классу?
(задание на лето для родителей)


1. Развивать социальные навыки: самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен:

  • иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой и не порванной, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения в отношении младших братьев и сестер или бабушки, в конце концов, напоминать родителям о чем-либо и т.п.);
  • иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встретиться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т.п.), видеть и анализировать последствия своих действий или бездействия;
  • проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей(например, спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т.п.).

2. Удовлетворять основные возрастные потребности: чувство «взрослости», склонность к фантазированию, стремление к экспериментированию. Для этого:

  • отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье), он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых;
  • ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию, например, в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты, в других касающихся его вопросах;
  • жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применить на практике свои способности (лето -прекрасное время для того, чтобы научиться плавать, кататься на велосипеде; поехав в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) - все это будет способствовать развитию реалистической самооценки.

3. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы.   Для этого:

  • обязательно читать книги и обсуждать с родителями прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей), то же касается просмотренных фильмов или спектаклей;
  • заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать с близкими свои ощущения от красоты природы, впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т.п.;
  • принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками), проявлять гибкость, идти на уступки ради общего блага, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т.п.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.