Как научить ребенка читать?
Современные родители хотят видеть ребёнка умным, одаренным, умеющим читать и считать чуть ли ни с младенчества. Современная школа диктует свои условия: «Ребенок должен уметь хорошо читать!»
Как же помочь ребенку научиться читать и писать? Какими навыками и умениями он должен владеть?
Прежде всего ребенку нужно уметь:
- услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
- выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
- слог из слова;
- слово из предложения;
- соединять звуки в слог;
- составлять из слогов слово;
- из слов предложения;
- соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
- написать букву и правильно прочитать.
Конечно, учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка.
Для успешного обучения приведем несколько советов:
- Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют — гласные. Их обозначают красным цветом.
- Сравните их с тем, как произносятся согласные. Попробуйте пропеть, протянуть звуки [п], [н]. Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласные. Их обозначают синим цветом.
- Названия букв произносите коротко, как звуки: Б - [б], П - [п], М - [м], а не Мэ, Пэ.
- Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.
Задания и вопросы:
—Хлопни, когда услышишь заданный звук среди других звуков, слогов.
- Найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук.
- Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук.
- Какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?
- Кто больше назовет слов на заданный звук?
- Что могли бы рассказать о себе звуки [а], [о], а что расскажут о себе звуки [п], [б] при встрече друг с другом?
И так со всеми звуками.
- Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим и пишем.
Задания и вопросы
- Какой звук я произнесла?
- Как ты определил, что это звук [а]?
- Какая буква обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?
- Давай, слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.
- Сколько и каких палочек нужно для буквы А?
- Одинаковой длины или разной?
<v:line from="696.95pt,127.7pt" id="_x0000_s1026" o:allowincell="f" strokeweight=".7pt" style="position:absolute; left:0; text-align:left; z-index:251657728" to="696.95pt,239.05pt"> <w:wrap anchorx="margin"> </w:wrap></v:line>— Найди и покажи эту букву среди других букв.
— Зачеркни все буквы А.
И так со всеми буквами.
- Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.
Задания и вопросы
— Легко ли понять друг друга, если будем говорить так: «М-е-н-я з-о-в-у-т Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Рита». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассыпаются.
- Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «Произноси первый звук и, потянув его, произноси сразу второй — АП».
При открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй - ПА».
- Обратите внимание на то, что без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).
- Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.
- Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о
смысловой стороне прочитанного.
Обучая детей чтению, помните – главное, чтобы ребёнку было интересно!