Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 159 человек

Ненасильственные методы воспитания детей

Дата: 14 марта 2018 в 19:29

Государственное учреждение образования

"Березинский районный социально-педагогический центр

Ненасильственные методы воспитания детей

Почему родители способны поднять руку на своего ребенка?

Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься. Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по  отношению  к детям является нарушением основных прав человека.

Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося  гнева, но ребёнка они ничему не учат,  только унижают, оскорбляют, раздражают его.

Почему бьют  детей?

Физические наказания – явление,  распространённое  во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные  повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания.

Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять  их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют  за  собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания. В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые  разные аргументы:

«Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьёзное»   (но   как   раз серьёзный  подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).

«В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют).

* «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности). 

Реакция на побои бывает у детей самой разной:

1. Маленький ребёнок, которого  ударили, зачастую  начинает плакать ещё громче. 

2. Ребёнок, которого бьют, чувствует  себя оскорблённым   и униженным. 

3. Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть   продиктована жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает  страх,   и  это  может  оказаться  губительным  для его  развития. 

Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее   считать, что такое наказание – это проявление гнева или не любви со  стороны того, кто его наказал.

 Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения   родителей.

У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от  чувства боли  и обиды и во взрослом состоянии.

Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны   причинить не меньший вред, чем рукоприкладство. 

Чтобы воспитать  ребёнка и установить  с  ним доверительные отношения, то попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:

- каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;

- давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;

- не принуждайте его, а постарайтесь объяснить,  почему нужно  сделать так, а не иначе;

- уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть  его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли  ребёнок против);

- не применяйте при общении  с  ребёнком  оскорбительных  слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)

- не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);  

- помните,  что  не  одобрять  только   можно   поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;

- почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);

- предоставьте  ему возможность  быть  разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);

- после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть; -нельзя наказывать больного ребёнка;

- если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)

- заранее предупреждайте  ребёнка   о  ваших намерениях («Мне   бы  хотелось, чтобы завтра вечером»)

- предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя  нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;

- никогда  не торопите ребёнка, дайте  ему возможность  жить  в  собственном ритме;

- будьте последовательны в своих требованиях.

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.

Родитель – не раб и не господин.  Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.

  Жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают   мстить за свое поруганное  детство, коверкая жизнь другим людям – эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Есть старинная мудрость:

 «Прежде чем сказать – посчитай до десяти.

 Прежде чем обидеть – посчитай до ста.

 Прежде чем ударить – посчитай до тысячи».

 В последнем случае лучше сосчитать до миллиона – тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или (чужого) ребенка!

 Родители, пожалуйста, образумьтесь!

 Учитесь владеть собой!

 Выдержка!     Выдержка!      Выдержка!

 Соседи! Не будьте равнодушными к страданиям избиваемого ребенка!

 Спасите детей!

О фактах семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми можно позвонить по телефонам:

- круглосуточная телефонная линия Министерства внутренних дел Республики Беларусь - 8(017)372- 73-87;

- «телефон доверия» «Березинского территориального центра социального обслуживания населения»: 555-96;

- органы опеки и попечительства отдела образования, спорта и туризма Березинского райисполкома: 555-78;

- Березинский районный социально-педагогический центр: 51411.

Обратите внимание на сигналы (буклет)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.