Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Дата: 13 октября 2017 в 18:19

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(сентябрь 2017 г.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром

при Администрации Президента Республики Беларусь

с использованием сведений

Министерства информации Республики Беларусь

Средства массовой информации представляют собой один из важнейших институтов современного общества, так как непосредственно влияют на формирование и эволюцию общественного сознания.

Сегодня СМИ именуют не иначе как четвертой властью, потому что представить себе мир без прессы, телевидения, радио, а также сети Интернет практически невозможно.

Как справедливо подчеркивает Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «работники СМИ пишут историю современности, обобщают явления и события, создают картину мира. Именно поэтому колоссальное значение приобретают профессионализм и гражданская ответственность людей из сферы масс-медиа».

****

Мировые тенденции развития информационной сферы

За последние годы информационное пространство кардинальным образом изменилось. Ведущую роль стала играть сеть Интернет, которая выступает основным каналом для получения новостей и пространством для общения.

Интернет не уничтожает традиционные СМИ (телевидение, радио, прессу), но заставляет их меняться, внедрять новые форматы, технологии.

Во-первых, средства массовой информации становятся мультимедийными – то есть одновременно сочетают в своих материалах текст, видео и звук. Это связано с тем, что в интернет-пространстве на смену разрозненным форматам приходит единый – цифровой. 

Справочно:

Например, новостной интернет-портал объединенной редакции газеты «Советская Белоруссия» не является дубликатом печатной версии издания: на сайте пользователи могут читать ленту новостей, которая обновляется в реальном времени, смотреть интернет-телевидение «ТВое сегодня», слушать «Альфа-радио», оставлять комментарии и общаться на форумах.

Во-вторых, СМИ становятся многоканальными: для того чтобы «достучаться» до своего читателя и зрителя, они создают веб-сайты, сообщества в социальных сетях, используют рассылки по электронной почте, баннерную рекламу.

Важно сказать, что все больше интернет-пользователей получает материалы СМИ через социальные сети – этими сервисами пользуются в мире более 2,7 млрд. человек. Это удобно, так как позволяет не просто узнать новости, но и сразу же обсудить их с друзьями, высказать свое отношение к ним. Поэтому для СМИ соцсети выступают также важнейшим каналом обратной связи с аудиторией: на смену письмам в редакцию и «горячим» линиям приходит онлайн-общение.

Справочно:

По оценкам экспертов ежемесячная аудитория социальной сети Facebook составляет сегодня порядка 2 млрд. человек. На втором месте по охвату аудитории находится система мгновенного обмена текстовыми сообщениями WhatsApp – 1,2 млрд. пользователей. На третьей позиции располагается видеохостинг (аналог интернет-телевидения) YouTube – более 1 млрд. человек.

В-третьих, наблюдается персонализация СМИ. Умные поисковые системы вроде Google или «Яндекс» предлагают читателям публикации с учетом их личных интересов. Алгоритмы социальных сетей, например, Facebook или Instagram также выбирают из новостного потока лишь самое значимое. Говоря проще, не люди сегодня ищут новости – новости сами их находят благодаря большим массивам персональных данных, которые собрали интернет-компании.

Современным государствам, в том числе Республике Беларусь, нельзя не учитывать описанные тенденции развития информационных технологий. Новые медиа, которые приходят на смену традиционным СМИ – это мультимедийные многоканальные персонализированные интернет-ресурсы. И чем раньше отечественные масс-медиа смогут осуществить этот переход, тем эффективнее они встроятся в новую систему информационных отношений.

Правовые основы государственной

информационной политики в Республике Беларусь

Растущая роль СМИ в социальных процессах вызывает необходимость в проведении системной государственной информационной политики. Ее главным механизмом выступает правовое регулирование деятельности СМИ. С одной стороны, государство стремится создать благоприятные условия для функционирования масс-медиа, с другой – соблюсти при этом интересы личности, общества и государства.

В основе политики государства в информационной сфере лежит фундаментальное право человека на информацию, которое закреплено в Конституции Республики Беларусь.

Для удовлетворения права на информацию все государственные органы и иные государственные организации имеют в своей структуре подразделения, ответственные за работу со СМИ (пресс-службы либо соответствующие должностные лица).

Другой основополагающий принцип информационной политики – свобода массовой информации. Закон «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) от 17 июня 2008 года гарантирует гражданам свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. В Республике Беларусь запрещена цензура СМИ. Никто не вправе мешать законной деятельности учредителя СМИ, его редакции, а также распространителя информационной продукции.

Справочно:

Закон о СМИ основан на таких принципах, как достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, развитие национальной культуры, защита нравственности, соблюдение норм журналистской этики и общепринятых норм морали.

Безусловно, свобода СМИ не означает вседозволенности. Клевета (распространение заведомо ложных сведений), оскорбление, дискредитация деловой репутации относятся к уголовно наказуемым деяниям.

Совершенствование технологий СМИ вынуждает пересматривать и нормативные правовые акты. Развитие интернет-технологий породило парадоксальную ситуацию, при которой владельцами массовых сайтов и блогов фактически являются СМИ, но юридически не несут никакой ответственности.

Как справедливо отметил Президент Республики Беларусь, «сейчас в качестве масс-медиа может выступить практически любой человек, обладающий телефоном и выходом в Интернет. При этом для многих людей мир сузился до экрана смартфона, а картина мира – до ленты новостей в социальных сетях».

Для устранения этого законодательного пробела в Закон о СМИ были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2015 г., которые распространили его действие на информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Закон наделил интернет-ресурсы правами и обязанностями традиционных СМИ. При этом государство поступило достаточно гибко и не ввело для них никаких дополнительных разрешительных процедур, в том числе официальную регистрацию.

Медиапространство Республики Беларусь:

характеристика, тенденции

Беларусь обладает значительным информационным потенциалом, позволяющим эффективно задействовать возможности масс-медиа.

На 1 августа 2017 г. в нашей стране зарегистрированы:

  • 1639 печатных СМИ, из них 438 государственных и 1201 негосударственное. Данные издания публикуются преимущественно на белорусском и русском языках, однако имеются и отечественные печатные СМИ на английском, немецком, французском, польском и других языках;
  • 9 информационных агентств (2 государственных и 7 негосударственных);
  • 277 телерадиовещательных СМИ, из них 190 государственных и 87 негосударственных.

За последние два года в стране наблюдается тенденция роста количества новых СМИ.

Справочно:

Если в 2016 году были зарегистрированы 42 новых печатных СМИ и 1 электронное СМИ, то лишь за семь месяцев 2017 года зарегистрированы 55 новых печатных СМИ и 4 электронных СМИ.

В Беларуси созданы условия для распространения печатной продукции 1,5 тыс. зарубежных СМИ.

Создана и функционирует система национального телерадиовещания. Во всех регионах Беларуси свои передачи транслирует 51 радиостанция в FM-диапазоне. Телевизионная аудитория Беларуси включает 167 операторов и поставщиков услуг электросвязи. В 2015 году телевещание переведено на цифровой формат, что значительно улучшило качество телевидения, дало возможности для дальнейшего совершенствования данной сферы в стране. Кроме того, белорусские граждане имеют возможность смотреть более 200 иностранных телепрограмм ближнего и дальнего зарубежья. Развивается онлайн-вещание в сети Интернет, внедряются кабельное, ІР-телевидение, SMARТ-технологии, мобильные сервисы и др.

В Беларуси законодательно закреплена обязанность операторов и поставщиков услуг электросвязи обеспечивать население общедоступным пакетом телепрограмм по самой разной тематике.

Крупнейшие информационные бренды Беларуси

Крупнейшим отечественным информационным брендом является Белорусское телеграфное агентство (далее – БЕЛТА). Данное агентство работает в режиме реального времени, размещая новости на собственном интернет-сайте на русском, белорусском, английском, немецком и испанском языках.

БЕЛТА имеет свои корреспондентские пункты и корреспондентов во всех областных центрах Беларуси, в г.Москве. У агентства свыше 700 потребителей информпродуктов во многих странах мира. В числе информпартнеров БЕЛТА – информационные агентства России, Украины, Молдовы, Казахстана, Армении и других стран СНГ, а также Китая, Кубы, Ирана, Малайзии, Южной Кореи. По цитируемости в мировых средствах массовой информации белорусское предприятие находится в числе лидеров среди информагентств стран СНГ.

Справочно:

Ежедневно БЕЛТА готовит и распространяет 150–170 информационных сообщений о важнейших событиях в политической, социально-экономической, культурной, спортивной жизни Беларуси, деятельности высшего руководства страны и других структур власти, международных связях и контактах. Фотолента БЕЛТА ежедневно размещает более 100 фотоснимков из всех регионов Беларуси. БЕЛТА издает газету «7 дней», ежемесячный общественно-политический и научно-популярный журнал «Беларуская думка», ежеквартальный журнал «Экономика Беларуси. Economy of Belarus».

Не менее значимым белорусским брендом является газета «Советская Белоруссия» – «СБ. Беларусь сегодня». Тираж данного издания уже несколько лет составляет более 400 тыс. экземпляров.

Следует отметить и такое популярное издание, как газета «Звязда» – старейшее белорусское СМИ, отметившее в 2017 году свое 100-летие.

Справочно:

В 2013 году на базе редакций газет «Советская Белоруссия» и «Звязда» были созданы укрупненные информационные структуры (медиахолдинги):

учреждение Администрации Президента Республики Беларусь «Редакция газеты «Советская Белоруссия», куда вошли газеты «Советская Белоруссия», «Рэспублiка», «Народная газета», «Сельская газета», «Знамя юности», «Союзное вече», «СОЮЗ», «Вести потребкооперации», «Голас Радзiмы», The Minsk Times, журналы «Belarus.Беларусь», «Журнал специального назначения»;

редакционно-издательское учреждение «Издательский дом «Звязда» (газеты «Звязда», «Лiтаратура i мастацтва», журналы «Алеся», «Полымя», «Маладосць», «Нёман», «Вожык», «Родная прырода», «Бярозка»).

Ведущей телевизионной компанией страны является Национальная государственная телерадиокомпания (далее – НГТРК, Белтелерадиокомпания). На сегодняшний день НГТРК – это 7 телевизионных и 5 радиовещательных каналов, а также 5 областных телерадиокомпаний. Значимыми общереспубликанскими брендами являются также телепрограммы «Общенациональное телевидение» (ЗАО «Второй национальный телеканал») и «Столичное телевидение» (ЗАО «Столичное телевидение», далее – ЗАО «СТВ»).

Справочно:

В структуру Белтелерадиокомпании входят телепрограммы «Беларусь 1», «Беларусь 2», «Беларусь 3» (культурологической направленности), «Беларусь 4» (областное телевидение), «Беларусь 5» (спортивный телеканал), «Беларусь 24» (международный спутниковый телеканал), а также телеканал «НТВ-Беларусь». ЗАО «СТВ» выпускает в эфир телепрограммы «Столичное телевидение» и «Россия-Беларусь», а ЗАО «Второй национальный телеканал» – телепрограмму «Общенациональное телевидение». Также осуществляют вещание телеканалы «Мир» Национального представительства МТРК «Мир» и «ТРО» Телерадиовещательной организации Союзного государства.

Государственная поддержка отечественных СМИ

Белорусским государством осуществляется системная поддержка отечественного рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг.

К примеру, деятельность Белтелерадиокомпании финансируется за счет средств республиканского бюджета, а также полученных доходов от внебюджетной деятельности.

Перечень печатных СМИ, редакциям которых оказывается поддержка из республиканского бюджета, ежегодно утверждается постановлением Правительства.

Справочно:

На 2016 год в данный перечень вошли 26 печатных СМИ, которые получили субсидии в размере 699,78 тыс. рублей бюджетных ассигнований. В первом полугодии 2017 г. сумма государственной поддержки 26 изданий составила 244,92 тыс. рублей.

Устоявшейся традицией Министерства информации Республики Беларусь в рамках Дня белорусской письменности стало ежегодное приобретение комплектов компьютерной техники для редакций газет района, принимающего этот знаковый для белорусов праздник. Так, в 2016 году редакция газеты «Свабоднае слова» (г.Рогачев) получила 3 настольно-издательских комплекса. В 2017 году обладателем такого же компьютерного комплекса стала редакция газеты «Полацкi веснiк».

Об эффективности развития национального информационного пространства свидетельствуют высокие показатели уровня доверия белорусским СМИ.

Согласно результатам республиканского социологического опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее – ИАЦ)
во II квартале 2017 г., большинство зрителей национальных телеканалов («ОНТ», «Беларусь-1», «Беларусь-2», «СТВ», «РТР-Беларусь» и «НТВ-Беларусь») в целом доверяют предоставленной в них информации
(от 76% до 80%).

В сегменте прессы по уровню доверия лидируют республиканские издания «Советская Белоруссия», «Комсомольская правда» в Белоруссии» и «Аргументы и факты в Белоруссии». Им доверяют в среднем по 83% граждан из числа их аудитории.

Подавляющее большинство слушателей республиканских и местных государственных радиоканалов также доверительно относятся к представленной в них информации (85% и 81% соответственно).

Таким образом, медийное поле Беларуси живет в русле мировых тенденций, а его многообразие является гарантией реализации конституционного права граждан на свободу слова, получение полной
и достоверной информации о событиях, происходящих в стране и за рубежом.

Совершенствование использования

национального сегмента сети Интернет

В настоящее время наиболее динамично развивающимся сегментом белорусского информационного поля является Интернет.

По данным Международного союза электросвязи, индекс развития информационно-коммуникационных технологий Республики Беларусь составляет 7,26 (это соответствует 31-му месту в рейтинге).

Справочно:

В свою очередь, Российская Федерация заняла в рейтинге 43-е место (значение индекса – 6,95), Казахстан – 52-е место (6,57).

Число интернет-пользователей в Республике Беларусь на 1 января 2017 г. составило 5,5 млн. Поэтому важнейшей задачей для отечественных СМИ является дальнейшее продвижение своей продукции в виртуальном пространстве на основе активного использования новых информационных технологий.

Справочно:

По данным республиканского социологического опроса, проведенного ИАЦ в мае 2017 г., большинство совершеннолетних граждан страны (68%) являются пользователями сети Интернет (выходят в Сеть хотя бы раз в месяц).

Государственными СМИ проводится постоянная работа
по усилению своего присутствия в сети Интернет.

Так, количество посетителей интернет-портала «СБ.Беларусь сегодня» (http://sb.by) выросло до более 1,5 млн. в месяц.

Справочно:

Согласно рейтингу Akavita.by, портал «СБ.Беларусь сегодня» уверенно лидирует в категории «Печатные СМИ в Интернете» и занимает 17-е место по посещаемости среди всех сайтов в домене BY. Разработано мобильное приложение портала для планшетов и смартфонов. Общее количество постоянных подписчиков портала в социальных сетях превышает 30 тыс. человек.

В рамках портала «Издательский дом «Звязда» (http://zviazda.by) реализуется ряд тематических интернет-проектов: «Созвучие», «Адкрый Беларусь», «Наследие», «Весткі з Кітая».

Созданы и развиваются интернет-ресурсы всех государственных региональных газет.

Для создания «единой точки входа» для читателей белорусских государственных СМИ 5 мая 2015 г. начал работу соответствующий
веб-портал «СМИ Беларуси» (http://belsmi.by).

Справочно:

Портал стал источником новостей и аналитики всех государственных СМИ. Новый ресурс позволяет посетителю на одной площадке получить доступ к основным новостям столицы и регионов.

Широко представлено в национальном сегменте глобальной компьютерной сети Интернет отечественное теле- и радиовещание.

Сайты государственных телерадиокомпаний Беларуси сегодня представляют собой полноценные виртуальные площадки со всей необходимой информацией. В своей работе они используют сочетание онлайн-вещания и возможности просмотра телепередач из архива.

Справочно:

В сети Интернет доступны онлайн-версии государственных телепрограмм: «Беларусь 1», «Беларусь 2», «Беларусь 3», «Беларусь 5», «Беларусь 24», «Общенациональное телевидение», «Столичное телевидение», радиостанций Белтелерадиокомпании «Беларусь», «Первый национальный канал Белорусское радио», «Сталіца», «Культура». На сайте ЗАО «СТВ» доступны форум и система комментирования новостей. В то же время региональные белорусские телеканалы пока не ведут онлайн-вещание в Интернете, однако имеют архивы телепрограмм, выложенные на сайтах в свободном доступе.

В то же время существенную конкуренцию отечественным традиционным медиа составляют социальные сети, которые являются оперативным источником получения информации и популярным среди белорусских граждан инструментом для общения онлайн.

Справочно:

По данным республиканского социологического опроса, проведенного ИАЦ во II квартале 2017 г., большинство совершеннолетних белорусов получают необходимую информацию о жизни в стране и за рубежом из телевидения (72%). Интернет занимает вторую позицию (62%). К другим традиционным СМИ граждане обращаются реже (газеты, журналы – 35,5%, радио – 16%). Получают необходимые сведения от друзей, родственников, коллег по работе 21% опрошенных.

В этой связи все республиканские телеканалы учитывают изменения на информационном поле Беларуси и активно продвигают свою продукцию в популярных социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, видеохостингах YouTube и RuTube.

Реализация в Беларуси крупных информационных проектов

и медийных инициатив

Государственная информационная политика Республики Беларусь направлена на формирование такой системы отношений власти и общества, которая будет способствовать социально-экономическому развитию и обеспечению национальных интересов страны.

Особую значимость в современных условиях приобретают борьба за обладание информационными ресурсами, возможность определять информационную «повестку дня».

В этом отношении белорусское государство активно стремится развивать национальное информационное пространство.

Одним из ключевых направлений совершенствования национальной медиасферы выступают общереспубликанские мероприятия и конкурсы, которые способствуют повышению профессионализма и консолидации конструктивных игроков на белорусском информационном поле.

Так, Министерством информации Республики Беларусь совместно с ведущими республиканскими телекомпаниями ежегодно проводится Национальный телевизионный конкурс «Телевершина». В 2017 году данный конкурс прошел уже в 13-й раз.

Справочно:

Основными целями конкурса являются содействие развитию национального телевещания, формирование полноценного информационного пространства Республики Беларусь, повышение профессионального уровня журналистов, операторов, режиссеров и работников других профессий, занятых в производстве телепрограмм.

Ежегодно Министерством обороны Республики Беларусь совместно с Министерством информации Республики Беларусь организуются конкурсы на лучшее освещение в СМИ вопросов строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь, патриотического воспитания белорусских граждан.

Следует также назвать и республиканский творческий конкурс среди печатных и электронных СМИ «Крепка семья – крепка держава», учредителями которого являются Министерство информации Республики Беларусь и ОО «Белорусский союз женщин».

Справочно:

Цель конкурса – повышение эффективности информационного обеспечения в СМИ государственной демографической, социальной политики в Республике Беларусь, вопросов укрепления духовно-нравственных основ семьи.

С 2005 года проводится Национальный конкурс печатных СМИ «Золотая Литера», в котором ежегодно принимают участие порядка 250 редакций газет и журналов, отдельных авторов.

Справочно:

Основной целью конкурса является всемерное содействие развитию отечественных печатных изданий, повышению профессионального уровня журналистов и других работников, занятых в процессе производства и распространения печатных СМИ.

Наша страна уже давно стала признанной коммуникационной площадкой для проведения информационных мероприятий не только национального, но и международного уровня.

В 2016 году прошел Первый фестиваль региональных телекомпаний Беларуси и России «Образ времени». В мероприятии приняли участие представители 27 телекомпаний из 16 регионов Беларуси и России.

Справочно:

Среди главных целей и задач фестиваля были названы укрепление белорусско-российского сотрудничества в информационной сфере, привлечение внимания региональных телекомпаний Беларуси и России к тематике экономического и социально-гуманитарного сотрудничества двух государств, расширение профессиональных творческих контактов, поддержка инициатив, направленных на формирование патриотических и духовно-нравственных ценностей, содействие повышению просветительской и культурной функции регионального телевидения.

Важнейшим мероприятием является Белорусский международный медиафорум, который проводится ежегодно, начиная с 2006 года, при финансовой поддержке Постоянного комитета Союзного государства и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ. Традиционно в форуме принимают участие руководители ведущих СМИ стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья (свыше 20 государств).

В 2017 году второй раз в Беларуси прошел XIX Всемирный конгресс русской прессы, организованный Всемирной ассоциацией русской прессы совместно с Министерством информации Республики Беларусь и Фондом сотрудничества с русскоязычной прессой – Фонд ВАРП. В работе пленарного заседания конгресса, как и в 2013 году, принял участие Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Открывая данное мероприятие, Президент Республики Беларусь подчеркнул: «Напечатанное на газетной полосе или прозвучавшее с телеэкрана, а тем более – выложенное в Интернет и подхваченное социальными сетями слово все чаще расходится с реальностью. Дальше – больше, эта информация становится оружием, которое провоцирует конфликты и вооруженные столкновения. Разжигая вражду и ненависть, не дает возможности для мирного строительства, здорового обсуждения разных мнений, политических и социальных подходов к жизни. И здесь, согласитесь, вряд ли можно оправдаться рейтингами».

В этой связи Глава белорусского государства выразил мнение, что интернет-пространство и социальные сети должны основываться на законах нравственности, моральности, духовности: «Во имя этой самой моральности, защиты прав граждан на достоверную информацию государство вправе применять нормы и силу закона. Информации, разрушающей личность, должны ставиться надежные барьеры».

Управление информационными процессами

в Республике Беларусь

В нашей стране обеспечен свободный доступ журналистов к получению информации. Созданы равные условия для деятельности любых медиа, отсутствуют законодательные барьеры для выражения различных точек зрения. Единственным требованием для всех СМИ является безусловное выполнение ими норм национального законодательства.

В значительной степени информационной открытости Беларуси способствует деятельность отечественных пресс-центров (прежде всего, Национального пресс-центра Республики Беларусь и Пресс-центра РУП «Дом прессы»). На этих статусных коммуникационных площадках проводятся мероприятия с участием высших должностных лиц страны, руководителей органов государственного управления и крупнейших общественных организаций. Это дает возможность «из первых уст» получать самую актуальную и достоверную информацию.

Всем СМИ предоставлен свободный доступ к издательским мощностям государства, а также дается возможность реализации своей продукции через официальные структуры распространения печатных СМИ (РУП «Белпочта» и систему организаций «Союзпечать»), а также другие организации.

Справочно:

В Государственный реестр распространителей продукции печатных СМИ на 1 августа 2017 г. входят 437 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Аналогичный Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ включает 162 юридических лица и индивидуальных предпринимателя.

Одной из основных задач Министерства информации Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением законодательства о СМИ. Принимаемые в рамках этой деятельности решения Мининформа направлены исключительно на защиту населения от информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательными актами.

В целом на 1 августа 2017 г. ведомством был ограничен доступ к 173 информационным ресурсам (либо их составным частям). Из них 53 были заблокированы за распространение информации, направленной на реализацию наркотических средств, 2 – за табуированную лексику, 64 – за ненадлежащую рекламу, 4 – за пропаганду порнографии, 1 – за распространение информации, которая может нанести вред национальным интересам, 49 – за распространение экстремистских материалов.

При этом в 2016 – 2017 годах предупреждения в основном выносились за распространение запрещенной информации и информации, содержание которой противоречит требованиям Закона о СМИ.

Справочно:

В 2016 году было вынесено 16 письменных предупреждений 8 СМИ и 8 информационным ресурсам, а также 24 письменных предупреждения – распространителям продукции телевизионных и радиовещательных СМИ.

В 2017 году вынесено 7 письменных предупреждений 1 печатному СМИ и 5 различным информационным ресурсам, а также 2 – распространителям продукции телевизионных и радиовещательных СМИ.

Такие меры ответственности, как приостановление выпуска СМИ либо прекращение выпуска СМИ в 2015 – 2017 годах Министерством информации Республики Беларусь не применялись.

Примечательно, что население республики в целом поддерживает необходимость законодательного регулирования процессов, протекающих в сети Интернет.

Согласно результатам республиканского телефонного опроса, проведенного ИАЦ в IV квартале 2016 г., среди интернет-пользователей в возрасте от 16 лет и старше доминирует мнение, что информационные потоки в Сети необходимо регулировать (отметили 73%). При этом среди тех, кто поддерживает ограничения в Интернете, подавляющее большинство указало на необходимость контроля информации эротического и порнографического содержания, сайтов террористических организаций, а также информации экстремистского содержания с призывами к межнациональной, межрелигиозной розни, гражданской войне и т.д. (отметили в среднем почти 90% опрошенных).

Перспективы дальнейшего развития

информационной сферы Беларуси

Исходя из необходимости обеспечения защиты отечественного информационного пространства, а также усиливающейся конкуренции на информационном рынке страны, в Республике Беларусь продолжается непрерывная работа по повышению эффективности и профессионального уровня государственных СМИ, наращиванию конкурентоспособного национального контента.

В этих условиях важнейшими задачами государственных СМИ являются развитие деятельности на основе мультимедийных технологий, распространение продукции СМИ по максимально возможному количеству каналов информации.

Одним из важных результатов этой целенаправленной работы можно считать то, что сегодня все ведущие республиканские государственные периодические печатные издания являются самоокупаемыми (самоокупаемости добились также 109 из 132 региональных государственных печатных СМИ).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, обращаясь
21 апреля 2017 г. к представителям масс-медиа в ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, особо отметил: «За обеспечение стабильности в обществе несут ответственность также СМИ – телевидение, радио, газеты, сетевые и другие средства массовой коммуникации. Те из них, которые разжигают страсти, сеют вражду в обществе, призывают к противоправным действиям, вредят обществу и стране».

По словам белорусского лидера, «в борьбе за свою аудиторию нельзя забывать, что только объективная и достоверная информация является главным инструментом СМИ. Не надо пытаться что-то сгладить или приукрасить – это только подорвет доверие к вам. Ведь получение правдивой, полной и своевременной информации – конституционное право наших граждан. И вы должны его обеспечить! Это – один из основных факторов национальной безопасности страны».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.