Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Как обобщить опыт

Дата: 28 ноября 2018 в 10:34, Обновлено 28 ноября 2018 в 10:37

ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКА «КАК ОБОБЩАТЬ ОПЫТ»

(В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ)

1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь ее оформить как можно точнее, конкретнее

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

3. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

4. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.

5. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

6. Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации. Лучшей формой является целостное описание опыта.

7. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план, в нем должна быть основная идея и логика изложения темы.

8. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.

9. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.

11. При оформлении доклада тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Материал старайтесь излагать кратко, просто, логич¬но, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи (проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

12. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.).

13. Работая над обобщением собственного опыта, поддерживайте связь с каким-либо педагогическим учреждением и пользуйтесь его консультациями, обращайтесь за помощью к заместителю директора по научно-методической работе.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ОБОБЩЕНИЕМ СВОЕГО ОПЫТА

1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода учителя к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определенной части, представляющей наибольший интерес и актуальность.

2. Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других учителей по данному вопросу.

3. Планирование работы по избранной теме.

4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.

5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогическиx закономерностей, извлечение методических выводов.

6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: освещение принципиальных положений, исходя из которых учитель подошел к данной теме; описание, анализ и обобщение его опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.

Информационный раздел обобщения опыта.

  1. Тема опыта (наименование опыта).

Наименование опыта должно соответствовать следующим требованиям:

• отражение в формулировке связи «результат - средство» (или «средство – результат»,

«средство – процесс»);

• конкретность формулировки;

• корректное использование педагогических и психологических терминов;

• наличие актуальности проблемы.

  2.Условие возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе).

3.Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе:

• в какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед школой.

  4.Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.

  5.Теоретическая база опыта. Здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.

Технология опыта.

• Постановка целей и задач данной педагогической деятельности. Под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата .

• Организация учебно-воспитательного процесса. Способ включения учащихся в учебную деятельность. Соответствие организации поставленным целям и задачам.

• Содержание образования.

• Обоснование причин изменений в содержании образования.

• Соответствие содержания поставленным целям и задачам.

• Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.

При описании особенностей технологии работы необходимо:

• отразить последовательность действий учителя при осуществлении всех компонентов учебного процесса и последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий;

• педагогические действия учителя соотносить с конкретными условиями, в которых эти действия предпринимаются. В описании должны быть примеры, конкретные педагогические факты по конкретным предметам, темам.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.