МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (22.05.2015 № 05-21/90-и)
Инструктивно-методическое письмо «Об организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования» |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110, обеспечение доступности и качества услуг образования является целью, направленной на сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства. Один из механизмов достижения данной цели – предоставление возможности осуществления в X-XI классах учреждений общего среднего образования профильного обучения, сочетающего изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий.
В 2015/2016 учебном году на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования вводится профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.
Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневнойучебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий целесообразно осуществлять в шестой школьный день.
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В РЕГИОНЕ.
Основная задача отделов (управлений) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов – создать целесообразную модель профильного обучения на районном (городском) уровне. Решение об организации профильного обучения в том или ином учреждении общего среднего образования может быть принято только при соблюдении всего комплекса условий:
1) готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
2) наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:
– педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования;
– современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы;
– наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др., позволяющих в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам и др.;
3) рациональное сочетание возможностей учреждения общего среднего образования (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов различной площади, режим работы учреждения общего среднего образования, сменность занятий и др.) с запросами учащихся и их законных представителей, а также с финансовыми возможностями учреждения (в рамках общего количества учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом исходя из количества классов в учреждении и Положением об учреждении общего среднего образования, предусматривающим возможность увеличения количества часов при изучении отдельных учебных предметов);
4) безусловное соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса (в том числе при составлении расписания учебных занятий);
5) наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.
Отделам (управлениям) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов необходимо:
– довести информацию об организации профильного обучения до всех заинтересованных путем размещения ее на официальных сайтах учреждений общего среднего образования, информационных стендах, на родительских собраниях;
– предоставить учащимся возможность (при наличии запросов учащихся и их законных представителей) изучать все учебные предметы на базовом уровне;
– организовать работу социально-педагогической и психологической службы по постоянному сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения.
С учетом анализа названных условий учредителю учреждений образования необходимо комплексно изучить предложения учреждений общего среднего образования и принять решение об открытии X профильных классов (профильных групп), а также X классов с изучением всех учебных предметов на базовом уровне. Принятие решения об открытии X классов (и профильных, и базовых) должно оптимально удовлетворять потребности учащихся в получении качественного образования, быть доступным в пределах района (города), а следовательно, должно учитывать территориальную протяженность региона, особенности расположения учреждений общего среднего образования и др.
В соответствии с пунктом 4 статьи 167 Кодекса Республики Беларусь об образовании учебный план учреждения общего среднего образования разрабатывается учреждением образования на основе типового учебного плана общего среднего образования и утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с его учредителем. Типовой учебный план общего среднего образования на 2015/2016 учебный год утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2015 г. № 38 (edu.gov.by / Управление общего среднего образования / Типовые учебные планы).
При разработке учебного плана учреждения образования общее количество часов, финансируемых из бюджета, увеличивается учредителем учреждения образования в случаях, предусмотренных Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (далее – Положение об учреждении общего среднего образования).
При необходимости учредитель учреждений общего среднего образования может принять решение о перераспределении учебных часов факультативных занятий в пределах района (города), т.е. учебные часы факультативных занятий, не используемые в одном учреждении общего среднего образования,могут быть переданы в другое учреждениеобщего среднего образования. Обращаем внимание, что согласование на районном (городском) уровне учебных планов учреждений общего среднего образования не является формальным проставлением подписи руководителя отдела (управления) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа, а означает, что при согласовании учебных планов учреждений общего среднего образования на учебный год отдел (управление) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа берет на себя ответственность за создание оптимальной, управляемой региональной модели профильного обучения.
При принятии решения об организации профильного обучения необходимо спланировать методическое сопровождение профильного обучения на региональном уровне, т.е. разработать и реализовать систему непрерывного повышения квалификации, в том числе в период между сроками повышения квалификации, максимально используя резервы областных (Минского городского) институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов. До начала 2015/2016 учебного года все педагогические работники, которые будут работать в профильных классах, должны повысить свою квалификацию (в рамках курсовой подготовки, обучающих курсов или иных формах).
III. ОРГАНИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
1. Порядок формированияX классов в учреждении общего среднего образования.
Зачисление учащихся в профильные классы средних школ, учебно-педагогических комплексов (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа) проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.
Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.
При формировании X классов в учреждении образования необходимо учитывать:
1) количествовыпускниковIX классов, желающих продолжить обучение на III ступени общего среднего образования (в целом, в другом учреждении образования, например, в лицее и непосредственно в данном учреждении образования);
2) количество потенциальных учащихся X профильных классов (т.е. учащихся IX классов, имеющих отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов) и их индивидуальных запросах, потребностях и способностях;
3) количество учащихся X классов, желающих изучать все учебные предметы на базовом уровне и (или), изучая все предметы на базовом уровне, осваивать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) (за счет учебных часов факультативных занятий; возможна организация обучения на базе учреждений профессионально-технического образования).
Обращаем внимание на особенности приема в X класс лицея и гимназии:
– прием в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, осуществляется по конкурсу на основе вступительных испытаний в соответствии с требованиями Положения об учреждении общего среднего образования;
– в соответствии с пунктом 4 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.
Таким образом, требования к формированию профильных классов в средней школе, учебно-педагогических комплексах (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа), указанные в абзаце первом данного раздела, не распространяются на порядок приема в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, гимназии.
2. Модели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования.
При реализации профильного обучения возможно несколько моделей формирования X классов:
модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;
модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;
модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные
предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).
3. Разработка учебного плана учреждения общего среднего образования на учебный год.
Разработку учебного плана учреждения общего среднего образования на учебный год предлагаем осуществлять по следующему алгоритму:
– учащимся и их законным представителям предлагается типовой учебный план средней школы (гимназии, лицея), в котором предусмотрено количество учебных часов для изучения учебных предметов на базовом и повышенном уровнях;
– учащиеся определяют два – три учебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне, и передают свои предложения администрации учреждения общего среднего образования;
– на основе имеющейся информации с учетом возможностей учреждения общего среднего образования определяется количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся (это может быть всего несколько конкретных направлений, например, физико-математическое и химико-биологическое; или химико-биологическое и гуманитарное; или достаточно большой набор сочетания учебных предметов для изучения их на повышенном уровне). Исходя из этих данных формируются профильные группы учащихся (в соответствии с пунктом 62 Положения об учреждении общего среднего образования). Изучение учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве профильных, изучаются в составе класса. Если учебный предмет изучается на базовом уровне не всеми учащимися класса, то может формироваться одна группа из учащихся нескольких классов.
Учебные часы факультативных занятий, указанные в типовом учебном плане, считаются в целом на учреждение общего среднего образования и распределяются на проведение как обязательных факультативных занятий, указанных в Положении об учреждении общего среднего образования, так и на изучение учебных предметов на повышенном уровне, а также иных факультативных занятий в соответствии с запросами и интересами учащихся и их законных представителей (в том числе на проведение допрофильной подготовки учащихся IX классов). Суммарный объем учебных часов не должен превышать общее количество часов, финансируемых из бюджета в каждом классе, в том числе и в Х профильном классе.
Возможный вариант учебного плана для X класса, в котором объединены учащиеся, изучающие на повышенном уровне одинаковые учебные предметы,(модель 1) представлен в приложении 2.
При реализации модели 2, когда в одном классе объединены учащиеся, изучающие на повышенном уровне разные учебные предметы, возможны два варианта:
первый – один учебный предмет, изучаемый на повышенном уровне, является одинаковым для всех (левый столбец таблицы), а другие учебные предметы – разные для разных учащихся (правый столбец таблицы);
Таблица
Математика |
Иностранный язык |
Физика |
|
Химия |
|
Иностранный язык |
Белорусский язык |
Русский язык |
|
История Беларуси |
|
Биология |
Химия |
История Беларуси |
|
География |
|
Всемирная история |
История Беларуси |
Обществоведение |
|
Русский язык |
|
И т.д…… |
….. |
второй – в одном X классе сформировано несколько профильных групп с разным набором обоих учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне (мультипрофильное обучение).
При разработке учебного плана для X класса, в котором профильное обучение организовано по модели 2, определяется не только количество учебных часов по каждому учебному предмету с учетом выбранного учащимися уровня его изучения, но и количество профильных учебных групп с указанием необходимого количества учебных часов для обеспечения образовательного процесса каждой учебной группы и всей параллели в целом в рамках бюджетного финансирования. Количество групп обуславливается сочетаниями индивидуальных выборов учащихся и общим количеством учебных часов, определенных учебным планом учреждения общего среднего образования на текущий учебный год для данной параллели.
Например, если в одном X классе сформированы 4 профильные группы, то количество учебных часов факультативных занятий распределится следующим образом:
Математика – физика +4
Английский язык – русский язык +4
Химия – биология +4
История Беларуси – обществоведение +3
Всего только на один X класс будет использовано 15 учебных часов из часов факультативных занятий (это самый затратный вариант).
Каждый учащийся X класса имеет свою индивидуальную образовательную траекторию (свой индивидуальный образовательный маршрут).
Расписание учебных занятий составляется для каждой группы (или класса) и для каждого учащегося с учетом требований Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 .
Возможный вариант учебного плана для X класса, в котором профильное обучение реализуется по модели 2, представлен в приложении 3.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Профильное обучение должно способствовать выявлению и развитию у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
В этой связи в рамках профильного обучения в учреждениях общего среднего образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей (педагогические классы, военно-патриотические классы, правовые классы и иные).
В соответствии с Протоколом поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», рассматривается возможность введения особого порядка приема в учреждения высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям лиц, прошедших обучение в профильных классах педагогического направления учреждений общего среднего образования (далее – педагогические классы).Поэтому необходимо обратить особое внимание на открытие и функционирование педагогических классов в учреждениях общего среднего образования.
Учащиеся, обучающиеся в педагогических классах, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне. Как правило, это те учебные предметы, учителем которого они планируют стать в будущем. Кроме этого, учащиеся педагогических классов должны обязательно освоить программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», утвержденную Министерством образования Республики Беларусь (размещается на портале Министерства образования и Национальном образовательном портале).
Педагогический класс формируется по тем же правилам, что и обычный профильный класс.
В случае, если в учреждении образования нет возможности сформировать педагогический класс по учебным предметам из числа желающих изучать обязательный факультатив «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», возможно обучение учащихся в различных классах одной параллели и объединение их в одну группу (педагогический класс) при изучении обязательного факультатива.
В учреждении общего среднего образования с малым количеством классов на параллели возможно объединение учащихся в группу (педагогический класс) для изучения обязательного факультатива из числа учащихся близлежащих учреждений образования, желающих освоить программу данного факультативного занятия (по принципу межшкольного факультативного занятия). В этом случае состав группы (педагогического класса) для проведения факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс»утверждаетсяприказом директора учреждения общего среднего образования, на базе которого организуется проведение данного факультативного занятия.
При освоении программы указанного факультатива в полном объеме в аттестате об общем среднем образовании будет сделана запись «Усвоена программа факультатива «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс».
Открытие педагогических классов должно быть утверждено решением районного (городского) исполнительного комитета, которым утверждается сеть учреждений общего среднего образования на очередной учебный год.
Заместитель Министра Р.С.Сидоренко
Приложение 1
ТЕЗАУРУС
Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.
Допрофильная подготовка на II ступени общего среднего образования – неотъемлемый компонент системы профильного обучения, основное назначение которого состоит в формировании у учащихся интереса, мотивов, склонностей, способностей в разных областях познавательной и профессиональной деятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся – целенаправленно организованный процесс педагогической, психологической и информационной поддержки учащихся в осознанном выборе сферы профессиональной деятельности.
Мультипрофильное обучение – один из вариантов организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, предполагающий реализацию индивидуальных образовательных траекторий учащихся и создание профильных групп для изучения предметов на повышенном уровне с учетом профессиональных намерений, склонностей, потребностей и интересов учащихся.
Индивидуализация обучения – учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Дифференциация обучения – процесс создания условий обучения учащихся в гомогенных группах, сформированных с учетом образовательных запросов учащихся, а также комплекс соответствующих методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий.
Базовый уровень изучения учебного предмета – уровень освоения учащимися обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося средствами учебного предмета; способствует формированию опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности, развитию общей культуры, мировоззрения, ценностно-смысловых установок, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.
Повышенный уровень изучения учебного предмета – уровень усвоения учащимися содержания образования по учебному предмету, ориентированный на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий и обеспечивающий развитие средствами учебного предмета предметных, метапредметных и личностных способностей (компетенций), необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения, а также для осознанного и эффективного решения образовательных и жизненных (социокультурных) задач.